Зачем нужны знания по ладам. Урок игры на гитаре №14
Среда, 09 Октября 2024
В уроке помимо практической составляющей есть наглядные материалы, позволяющие понять принципы сочинения соло на надежной основе, ряд идей, которые активно используется в творчестве современных музыкантов.
Закрепить теоретические знания, лучше понять суть применения систематизированных звукорядов для импровизации, игры соло на гитаре.
Обзавестись практическими навыками применения звукорядных стандартов.
Расширить спектр своих знаний и музыкальных способностей, как базы для исполнительского и сочинительского творчества.
Рассмотрим 9 примеров, что можно взять за основу, сочиняя соло, по каким принципам это делается.
Зачем вообще нужны эти лады?
На них строится импровизация соло песен на гитаре и других музыкальных инструментах.
Для этого используется не весь звукоряд лада, а его часть (весь сложно).
Речь о ионийском, дорийском и т. д. ладах, гармоническом, пентатониках.
Соло можно также строить на арпеджио трезвучий, опевании аккордовых тонов, пентатонике.
Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):
Аккорды тональности Ля-минор Am Dm E Am можно обыграть так:
Всё обыгрывать натуральным Ля-минором, а аккорд Е — гармоническим Ля-минором.
Т. е. так: на все аккорды, кроме Е, играем ля-си-до-ре-ми-фа-соль,
а на E — ля-си-до-ре-ми-фа-соль#.
Многие современные произведения пишутся квинтами А5 G5 А5 G5 F5 G5 A5.
Пятерки, как известно не относятся ни к мажорным, ни к минорным аккордам.
В них нет медианты (3 ступени), только тоника и доминанта.
Однако, например, G5 A5 H5 похоже на G A Hm, если H (Си) - тоника (минорная).
Т. е. нужно проверять к чему тяготеет каждый аккорд, к мажору или к минору.
Если играть гамму с ноты «До» (6 струна, 8 лад), то это тональность «До-мажор».
Если с ноты «Ля» (4 струна, 5 лад), то это тональность «Ля-минор», параллельная тональности «До-мажор». Ноты те же.
Пентатоника тональностей «До-мажор» и «Ля-минор» (их ноты совпадают) - второй бокс: