Доминанты и тоники параллельных тональностей - то на что стоит обратить внимание, сочиняя мелодию. Проанализируем пару хитов и заметим кое-что очень интересное.
Усвоить чем полезно понимание параллельных тональностей.
Запомнить их соотношение, в чем схожесть и различие.
Попрактиковаться на примерах популярных музыкальных произведений, набить руку и поспособствовать, чтобы отложился в памяти принцип построения параллельных тональностей и сочинения соло песни в рамках их нот.
Звукоряды параллельных тональностей. Построение соло на гитаре с использованием тоники, субдоминанты и доминанты параллельной тональности.
Понимая нюансы параллельных тональностей, можно сочинять настоящие хиты. О чем свидетельствуют примеры, представленные в этом онлайн-уроке игры на гитаре.
Хорошая новость в том, что понять этот принцип просто.
Скажем по секрету, это буквально формула сочинения хита.
Узнайте и никому не говорите))) Сначала прославьтесь...
Рассмотрим в качестве примера аккорды и ноты мелодии, соло известной песни
Но сначала освежим знания по теории.
В тональности 3 основных звука, аккорда: тоника, доминанта, субдоминанта.
Субдоминанта от тоники 3 полутона (лада),
доминанта через полутон от субдоминанты.
Заметьте, все ноты в соло основные звуки тональности и параллельной тональности (F# H C).
Исключение только одна нота G#, но она не случайная и не «левая». Это 2-я ступень параллельной минорной тональности, идущая через тон после тоники (т пт т т пт т т).
Отследите закономерность и получите основу для сочинения мелодии в мажорной тональности:
Куплет:
tпт
sd
t
d
Припев:
d
tпт
sd
t
Соло из 5 частей. Каждая часть ложится на 4 аккорда припева:
d
tпт
sd
t
E
F#m
D
A
1)
tпт
t
dпт
dпт
sd
d
2)
tпт
t
dпт
dпт
sd
d
3)
tпт
t
dпт
dпт
sd
d
t
d
tпт
sd
A
E
F#m
D
4)
d
d
d
d
sd
dпт
sdпт
t
5)
d
d
d
d
sd
dпт
sdпт
dпт
1, 2, 3 части:
на первый аккорд-доминанту (d) ложится tпт, на последний аккорд-тонику (t) ложится d.
4 часть:
на первый аккорд-тонику (t) ложится d, на tпт ложится t.
5 часть:
на первый аккорд-тонику (t) ложится d, на tпт ложится dпт.
Итак в припеве этой песни в начале и конце:
на d ложится tпт;
на t ложится d;
на tпт ложатся t и dпт.
Выводы:
1. Мелодия строится на припеве.
2. В начале тактов аккорд d, в конце t.
3. На начало и конец тактов ложатся tпт и d в соло.
4. В начале частей соло tпт и d.
5. В конце частей соло t и dпт.
6. Соло основывается на тониках и доминантах обеих параллельных тональностей.
7. Тоники ложатся на доминанты, а d на t.
Что со всеми этими наблюдениями делать? Как насчет их практического применения?
Попробуем сочинить хит) Начнем с музыки.
Выберем тональность До-мажор, аккорды C F G.
Добавим четвертый аккорд. Это будет тоника параллельной тональности Ля-минор (Am Dm E).
Получаем C F G Am.
Соответствующие нашим тональностям пентатоники на 4-х ладах грифа совпадают.
Получаем такой звукоряд:
Добавим к пентатонике ноты гаммы:
Записываем ритм аккордов, включаем. Импровизируем поверх него, подбирая красивую мелодию.
В основе импровизации принцип: первые ноты частей соло tпт и d или t и dпт.
Последние соответственно t и dпт или tпт и d.
Тоники ложатся на аккорды-доминанты, доминанты на аккорды-тоники.
Мелодия припева есть. Осталось наиграть куплет и сочинить текст, ложащийся на музыку.
Линией песни, основой должна быть некая эмоция, скажем близкая для всех.
Поем, записываем и распространяем хит))). Дарим радость людям.
Еще пример и опять хит, песня «Ой-йо» группы Чайф:
Аккорды:
C
G
Am
F
G
(тональность До-мажор)
t
d
tпт
sd
d
Соло по частям:
1)
E
E
F
G
F
E
D
dпт
dпт
sd
d
sd
dпт
sdпт
2)
G
D
C
d
sdпт
t
3)
C
D
E
F
G
F
E
D
H
C
t
sdпт
dпт
sd
d
sd
dпт
sdпт
t
Обратите внимание:
здесь тоже тоники и доминанты в конце и в начале;
на доминанты ложатся тоники, на тоники доминанты;
ноты в соло из смешанных параллельных тональностей До-мажор и Ля-минор;
также как в предыдущем примере одна единственная нота (H) в соло не основная в тональностях. И опять это 2-я ступень параллельной минорной тональности.
Табы варианта соло песни «Ой-йо»:
1 E|-----------------------------------------------------------------------|
2 H|---------8-----------8--------------------------8--------------------|
3 G|---9-10----10-9-7------7---------7-9-10--10-9-7---7----------|
4 D|-------------------------10-9>10--------------------9-10---------|
5 A|-----------------------------------------------------------------------|
6 E|-----------------------------------------------------------------------|
> - смещение пальца прижимающего струну после извлечения звука на другой лад.